Законодавча база щодо інвалідів
[241]
Законодавча база щодо інвалідів
|
1-й в світі масовий стрибок незрячих з парашутом, 2009 рік
[7]
Перший в світі масовий стрибок незрячих з парашутом, 2009 рік
|
1-й фестиваль творчості інвалідів "Неспокій серця"
[13]
1-й фестиваль творчості інвалідів "Неспокій серця"
|
Законодавчі акти
[17]
Законодавчі акти, що стосуються працевлаштування та роботи інвалідів
|
Статті про ВГО ВППІ
[29]
Статті, які розміщувались в массмедіа про нас та нами
|
Звіти про діяльність структурних одиниць
[2]
Тут розміщені звіти про діяльність структурних одиниць ВГО ВППІ за роки їх існування
|
Статті наші
[15]
Тут розміщені статті, створені членами ВГО ВУППІ
|
Головна » Статті » Статті про ВГО ВППІ |
Здоровый интерес «Золотой ключик» для театра незрячих 18.11.2009, 16:44 // Мария Токарева, для «Новой» газеты У него всего 15% зрения и вторая группа инвалидности. Но это не помешало сняться более чем в 20 картинах, открыть собственный театр и стать одним из лучших массажистов страны. Киевлянин Константин Богатыренко слабовидящим стал еще в детстве — дало осложнение врожденное заболевание. Среднее образование в обычной школе мальчик получить не мог, потому закончил интернат для слабовидящих детей. А после 9-го класса отправился в Свердловск, где слабовидящие подростки могли получить среднее медицинское образование по специальности «массаж». Десять лет Константин отдал выбранной профессии. Но всегда в его сердце жило искусство. 18.11.2009, 16:44 // Мария Токарева, для «Новой» газеты У него всего 15% зрения и вторая группа инвалидности. Но это не помешало сняться более чем в 20 картинах, открыть собственный театр и стать одним из лучших массажистов страны. Киевлянин Константин Богатыренко слабовидящим стал еще в детстве — дало осложнение врожденное заболевание. Среднее образование в обычной школе мальчик получить не мог, потому закончил интернат для слабовидящих детей. А после 9-го класса отправился в Свердловск, где слабовидящие подростки могли получить среднее медицинское образование по специальности «массаж». Десять лет Константин отдал выбранной профессии. Но всегда в его сердце жило искусство. Слабовидящий актер — Моя мама работала реквизитором на Киностудии Довженко, — вспоминает Константин Викторович. — После школы она забирала меня к себе на работу. Мне очень нравилось находиться среди декораций и старинных, антикварных вещей. Кстати, там до сих пор хранится булава, принадлежавшая самому Богдану Хмельницкому. А потом, проникшись атмосферой, мальчик поступил в школу актерского мастерства, которая в то время находилась при киностудии. Там поначалу никто не обращал внимания на то, что у новоявленного маленького актера всего 15% зрения. — Есть люди абсолютно незрячие, которые в городе могут ориентироваться, как здоровые. Только при ближайшем рассмотрении можно распознать в них инвалидов по зрению. А внешне с первого взгляда это может не проявиться, — поясняет герой. — Я, к счастью, как раз отношусь к таким людям. Мальчик беспрепятственно передвигался по репетиционной площадке и без затруднений выполнял задания режиссера. Только когда Богатыренко начал носить очки, студийцы поняли, что у их коллеги плохое зрение. Но акцентировать внимание на этом не стали, потому что работе не мешало. Сам же Константин Викторович вспоминает: — Окружающие относились ко мне очень хорошо, ведь в студии работали профессионалы: Лесь Сердюк, Константин Степанков и другие преподаватели. Особого подхода ко мне не было. Благодаря такой обстановке чувствовал себя нормальным, свободным человеком. А тот период своей жизни вспоминаю с особенным трепетом, потому что за относительно небольшой период времени мне удалось познакомиться и пообщаться с мэтрами киноиндустрии. Тогда даже не осознавал, каким важным и бесценным опытом это может стать для меня. Вскоре детей из актерской студии начали привлекать к профессиональным съемкам в кино. Так произошло и с Богатыренко. — Первое время я постоянно присутствовал на съемочной площадке, — вспоминает мужчина. — Видел, как режиссер работает с актерами, как запускается механизм, и потихоньку втянулся в процесс. Позже юному Косте стали доверять небольшие роли и эпизоды в лентах. — Мне посчастливилось сниматься со знаменитыми актерами, — улыбается Константин Викторович. — С Жариковым, Белохвостиковой в фильме «Мой адмирал», в 1980 году — с Леонидом Филатовым в ленте «Женщины шутят всерьез». Мне тогда было всего 15 лет, и в силу возраста я мог спокойно общаться с Филатовым на разные темы, а в одном эпизоде, кроме своей роли, еще и стал его дублером со спины. Новая карьера С годами в киношной карьере Константину пришлось сделать перерыв и все-таки приобрести постоянную специальность. Конечно, парень думал посвятить жизнь искусству и поступить в театральный институт, но для людей с инвалидностью путь в высшее учебное заведение подобного типа был закрыт. — Тогда слабовидящие могли закончить только музыкальное училище, — объясняет Богатыренко. — Это уже потом людей с ограниченными возможностями стали принимать в университет культуры, а позже, благодаря ходатайству общества инвалидов, и на режиссерские курсы. У меня же, к сожалению, не было большого выбора — либо иди на предприятие для слепых и собирай щетки и розетки, либо сиди дома и существуй на нищенскую пенсию. А выучиться на массажиста было действительно выходом для многих. Профессию врача я не мог получить по той же причине. Впрочем, не хвастаясь, могу сказать, что получил высшую категорию массажиста не по бумажке, а на деле, разработал собственную методику. Театр начинается с… В 1996 г. по инициативе родителей детей, страдающих детским церебральным параличом, в г. Омске был организован клуб «Отдыхаем всей семьей», который уже через несколько лет превратился в самостоятельный любительский театр «Преодоление». В составе участников театра дети с диагнозом ДЦП, глухонемые дети и дети с дефектами речи, а также здоровые члены их семей. Родители этих детей не сдались на милость болезни, они живут и борются вместе, и дети выздоравливают. Совсем недавно произошло настоящее маленькое чудо — на одной из репетиций вдруг заговорил 12-летний мальчик Павел, который до этого постоянно молчал. Для актеров театр «Преодоление» — единственная настоящая радость в жизни. Этот храм Мельпомены в 2009 г. отметил свое 13-летие. На сегодняшний день есть и другие примеры: в Харькове существует театр глухонемых, а в Москве — людей с синдромом Дауна. Казалось бы, наш собеседник только начал совершенствоваться в своем деле, как жизнь преподнесла ему новый сюрприз. Из-за того, что ежедневно Константину Викторовичу приходилось лечить от 18 до 20 пациентов, у него начало катастрофически падать и без того слабое зрение. Врачи настоятельно порекомендовали Богатыренко заканчивать с массажем. Мужчине ничего не оставалось, как прислушаться. А потому если сегодня иногда и возвращается к былому делу, то только чтобы подлечить родных и близких. — Поскольку я вырос на киностудии, полгода обдумывал, смогу ли организовать театр, где бы работали инвалиды, которые не могут найти работу или хотят проявить себя именно в этом деле, — продолжил мужчина. — Может, мы ограничены где-то физически, но умственно способны себя проявить не хуже, чем здоровые люди. Чтобы зарегистрировать театр инвалидов, Константин Викторович начал знакомиться с правовой базой. На поверку оказалось, что есть закон «Про инвалидов в Украине» — по их социальной защите, образованию, а вот по культуре — ничего. — Да, собственно Закона о культуре у нас как такового-то и нет, — сетует Богатыренко. — Поэтому новоиспеченный храм Мельпомены я зарегистрировал как частное предприятие. Позже Константин Викторович решил, что такому островку искусства лучше существовать при общественной организации, а потому при Всеукраинском обществе трудоспособных инвалидов открыл концертно-театральную студию инвалидов «Добробут та злагода». Через некоторое время в театре сформировалась труппа. Многие узнали о коллективе из радиопередач и прессы, другие же актеры просто пришли по объявлению в газете. Богатыренко возобновил и съемки в кино. За последние несколько лет он сыграл в сериале «Доярка из Кацапетовки», а в фильме «Огнем и мечом» получил две эпизодические роли — казака и старика-предателя. — Из-за грима меня даже близкие не узнали, — смеется мужчина. — Был обрит наголо, с наклеенными усами и оселедцем. Так вот, благодаря этим двум этим ролям мне удалось поскакать на коне с саблей. На сегодняшний день в фильмотеке Богатыренко — более 20 фильмов, в которых он принимал участие как актер. Мечта о съемках Со временем деятельность театра начала набирать обороты. Репертуар решили ориентировать на детей, а некоторые пьесы придумывали сами актеры труппы. — Одна наша актриса написала сказку «Путешествие в страну трех цветов», — рассказывает Константин Викторович. — Это рассказ о правилах дорожного движения, чтобы малыши знали, как вести себя на дороге. В первый же год существования этой постановки выиграли всеукраинский конкурс по правилам дорожного движения. Примечательно, что победителя в этом соревновании определяли сами дети и их учителя. Театр «Добробут и злагода» даже разработал свои принципы поведения на сцене. Стараются ставить спектакли в режиме импровизации — могут реагировать на реплики детей в зале и позволяют актерам добавлять свои эмоции. По похожему принципу работают театры инвалидов во всей Европе. Сейчас в театре Богатыренко 6 актеров. Они стараются играть спектакли на сцене в два состава: сначала — одна тройка, потом — вторая. Так актеры меньше устают и могут все принимать участие в действе. — Цель нашего театра, во-первых, дать человеку работу, а во-вторых, реабилитировать их в социуме, — поясняет Константин Викто-рович. — Мы проводим специальные тренинги для инвалидов, дабы они комфортней чувствовали себя в обществе. Также для всех это место их заработка. Даже когда в связи с кризисом было сложное финансовое положения, мы никого не увольняли. Богатыренко подчеркивает: их коллектив частично аматорский, частично профессиональный, а потому постановки делает то он сам, то кто-то из актеров. А помогает им в этом Людмила Ващук, профессиональная актриса, 26 лет проработавшая в драматическом театре. За 12 лет «Добробут и злагода» поставил 6 спектаклей. Между тем пока у театра нет стационарной сцены. Все просьбы инвалидов о помещении власти игнорируют. — Одно коммерческое предприятие решило нам помочь, предоставив актовый зал в своем здании, — поясняет наш герой. — Но этот зал находится на 4-м этаже рабочего предприятия, и, конечно же, туда маленького зрителя не пригласишь. Там мы только репетицируем, а выступаем в детских домах, лагерях, школах, садиках. Несмотря на такие условия, театр не унывает. Актеры мечтают, что все-таки найдут крышу над головой и будут не только ставить новые спектакли, но и снимать документальное и короткометражное кино. Ведь они так хотят доказать, что могут работать ничуть не хуже, чем здоровые люди. КОМПЕТЕНТНО Ольга Сачук, психолог: — Профессия актера предполагает наличие специфических психологических и физических данных, что и называют психофизикой актера. Если все это есть, значит, такой человек может воспроизвести поведение, состояние человека другой профессии или состояния (взрослый — ребенка, человек — животное и т. д.). Очевидно, что у людей с ограниченными возможностями полноценных психофизических данных нет. В данном случае наши актеры в большинстве своем люди незрячие, а потому не могут наблюдать за поведением других людей, соответственно их воспроизводить. Однако у таких людей, как правило, более развиты другие чувства и навыки. Соответственно, они могут абсолютно неожиданно выражать театральные формы, импровизировать и т. д. Конечно же, театральная деятельность для них — это огромный пласт реабилитационной работы. Общение и трудовая занятость для человека с инвалидностью может повысить его трудоспособность практически в два раза. Что мы и наблюдаем в истории с нашими героями. актер | |
Переглядів: 803 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0 | |